Маркетинг профессиональных услуг только зарождается в России. Изучая рынок США, я с легкостью нахожу фирмы, занимающиеся маркетингом медицинских, юридических, аудиторских услуг. Очень много вакансий маркетологов со специализацией – маркетинг услуг. В России ситуация диаметрально противоположная – маркетинга профессиональных услуг почти нет. Все это еще усугубляется особенностями рынка маркетинга услуг. Давайте разберемся на практике:
Почему сложно привлекать клиентов в фирму , оказывающие профессиональные услуги?
- Неприятие маркетинга профессионалами. Большинство фирм годами жили без маркетинга. Возьмем, например, юридические фирмы. Многие на рынке существуют по 20 лет и все это время привлекали клиентов исключительно методами сарафанного радио. Какой там маркетинг, брендинг и прочие иностранные слова. Все это усугубляется нашим менталитетом: «Я профессионал, я юрист, экономист и т.д. Я не торгаш какой-то рекламировать себя. Я не рынке! . Как маркетолог, я часто слышу эти высказывания от профессионалов своего дела.
- Незрелость потребительского рынка. Профессионалы не знают, как привлекать потребителей, а потребители абсолютно не знают, как выбирать профессионалов. Пример, мы проводили опросы и выяснили, что большинство людей не видят разницы между «юристами» и «адвокатами». Всех ИТ-специалистов поголовно называют программистами. Кстати, нас маркетологов всегда относят к рекламщикам. К чему приводит такое незнание особенностей профессии. Потребитель выбирает наугад, делает ошибки, разочаровывается в своем выборе.
- Сложность маркетинга профессиональных услуг. Привлекать клиентов в бизнес профессиональных услуг сложно. Почти не существует быстрых инструментов, с клиентом нужно выстроить отношения и взаимопонимание. Услуги нельзя потрогать, пощупать, сложность с гарантией. Необходимо выстраивать систему материализации услуги – сделать все, чтобы клиент смог ощутить на себе действие услуги.
Как же сделать так, чтобы клиенты выстраивались к вам в очередь?
- Осознайте – бизнес изменился. Теперь мало профессионально и качественно оказывать услуги клиентам. Нужно вести профессиональный маркетинг – грамотно привлекать клиентов, демонстрировать результаты своей работы. Необходимо изучать маркетинг , осваивать и внедрять на практике современные методы маркетинга услуг. Чем раньше Вы осознаете, что вам придется овладеть навыками маркетолога, тем конкурентное вы будете.
- Обучайте своих клиентов. Клиент, который знает и понимает суть ваших услуг, является лучшим клиентом. Многие профессионалы говорят мне : « Как же я обучу своего клиента, зачем ему тогда буду я?». Смотрите шире, если хирург научит делать вас операции, вы пойдете оперировать своих близких? Тоже самое у вас. Обучение клиентов рождает доверие. Доверие – самый мощный маркетинговый инструмент.
Меня часто спрашивают, как привлечь клиентов в бизнес и заработать?
Есть старая байка, про двух дровосеков, когда один рубил без перерыва всю смену, а другой каждые 45 минут останавливался . Когда пришло время подсчитать нарубленное, оказалось, что тот, кто рубил меньше , каждые 15 минут отдыхал и точил топор.
Примерно тоже самое, сейчас происходит и в бизнесе профессиональных услуг – изучение и внедрение маркетинговых приемов это как раз заточка вашего топора.
Удачного Вам бизнеса и высоких гонораров!
Рубрики